EXAM: SAS Advanced Programming for SAS 9

Всем привет!

Прошло немало времени, перед тем как я наконец сдал экзамен SAS Advanced Programming for SAS 9. В прошлой статье я писал про свой опыт сдачи экзаменов, собственно, и в этой статье речь пойдёт опять про личный опыт.

Описание всех экзаменов можно прочитать тут.
Экзамен оказался намного сложнее, чем я думал ранее. Теперь я осознал, почему сложность его стоит на одном ряду с SAS Predictive Modeler. Экзамен состоит из 60 вопросов, на них отводится 120 минут или 2 минуты на вопрос. Стоит это "удовольствие" 180 американских долларов.


После первых 15 вопросов я заметил, что ни один вопрос не встречался мною ранее в "ответниках", что вызвало у меня настороженность, хотя я проштудировал более 200 разных вариантов во время подготовки. Несмотря на то, что я готовился к сдаче ни один месяц, в 60% вопросов у меня были сомнения в правильности моего выбора.

Возможно, всё дело в отсутствии необходимого (или достаточного) опыта, а может и в моей подготовке. Моя подготовка состояла из нескольких частей:
1. Моя работа
2. "Заучивание" экзамена по готовым ответам
3. Изучение материалов сайта support.sas.com и изучение материалов книги SAS Advanced Programming

Давай пройдёмся более подробно по пунктам.

1. В моей работе я сталкиваюсь достаточно часто с вопросами разработки программ с использованием языка программирования SAS. Более того, в основном это SAS SQL, работа с таблицами БД, выгрузка и тд. Эта почти ежедневная практика помогла набрать 90% правильных ответов в области вопросов, связанных с SQL. Наверное мне повезло, так как мои коллеги по работе всегда подсказывали по SQL \ PLSQL, когда у меня появлялись вопросы.

Конечно, я не стесняюсь использовать SAS MACRO для оптимизации кода, смотреть по интересующим вопросам статьи и литературу. Всё это помогает в подготовке к экзамену =)

Резюмирую: если ты хорошо знаешь SQL (не обязательно SAS SQL) и постоянно им пользуешься, то в области вопросов по SQL можно набрать приличное количество балов.

2. Под словом заучивание я подразумеваю те вопросы, ответы на которые в своей личной практике или книжке найти сложно. То есть, когда вопрос содержит один текст, и ответы состоят из одного текста, причём порой очень похожего, кроме как заучить вариантов нет. К сожалению, в этой секции я набрал около 50% правильных ответов. Более того, лишь где-то 7  вопросов на экзамене были из тех, которые я выучил. Неутешительная статистика.

С другой стороны, вопросы по этим "ответникам" помогли глубже понять язык программирования. То есть, когда я чего-то не понимал в ответе, я гуглил или запускал SAS Base и проверял как работает программа из задачи. Меняя параметры задачи, узнаёшь много нового и, кстати, начинаешь это использовать в ежедневной практике в работе.

Резюмирую: метод "заучивания" в SAS Advanced Programming позволит набрать очень незначительное количество баллов (в отличии от SAS Base Programming). Вопрос как подготовиться к текстовыми вопросам, для меня пока не ясен.

3. Изучение материалов у меня проходило в пассивном режиме. Другими словами, когда я сталкивался с неизвестными задачами, проблемами, функциями, синтаксисом и тд, то я это гуглил, искал на сайте support.sas.com или изучал талмуд SAS Advanced Programming. Несколько раз погуглил один и тот же запрос, а потом и запоминаешь как этот вопрос в программировании SAS работает.

Так или иначе, этот метод подготовки вместе с пунктом 2 позволили набрать более 70% правильных ответов в области MACRO программирования. 

Подвожу итог, как я его вижу после сдачи экзамена.
Экзамен сложный, намного сложнее чем SAS Base. Мне показалось, что он скорее сравним в чём-то с SAS Predictive Modeler: и там и там приходится пользоваться накопленными знаниями для того, чтобы сделать правильный выбор. Выучить заранее не получается, хотя правильнее сказать, что этого не получилось у меня. 

Для успешной подготовки необходим очень важный составляющий фактор: в вашей ежедневной рутине должно присутствовать программирование в SAS, а так же в SQL. Очень желательна практика написания Stored Process, так как этот элемент обычно включает в себя объёмную долю SAS Macro. 

Последняя, и, пожалуй, самая главная составляющая, это личная мотивация - желание узнавать новое, развиваться и делиться накопленными знаниями. 

На этом всё!
Удачи в подготовке к сертификации SAS. 
Я очень надеюсь, что мой опыт окажется полезным тебе в подготовке к экзаменам.

p.s. Ты можешь спросить, а зачем делиться знаниями? Я уверен, что мы все в одной лодке, и действия одного человека всегда отражаются на других, а потом возвращаются в тройном объёме. 


Ярлыки: , ,